Перевести страницу

Статьи

О правах природы и экологической демократии

Владимир Борейко: экологическая демократия невозможна без соблюдения прав
природы
Наш корреспондент Казимир Савицкий беседует с известным украинским
защитником дикой природы, экофилософом, директором Киевского
эколого-культурного центра, Заслуженным природоохранником Украины Владимиром
Борейко.

- В октябре 2010 г. Вы обратились с открытым письмом к Президенту Украины
Виктору Януковичу с предложением предоставить украинским дельфинам, по
аналогии с людьми, статус граждан Украины, закрепив в Конституции Украины их
права на жизнь, свободу и защиту от ненужного страдания по вине человека.
Чем вызвано это обращение?

- Лоббированием прав природы. От узких философских дискуссий среди
специалистов о правах природы мы переходим к широким дискуссиям в обществе.
Пришла пора готовить общество к восприятию идеи прав природы. Начали мы с
самых умных <братьев наших меньших> - дельфинов.

И какова реакция общества?

- Начало неплохое. Масса комментариев в Интернете. Несколько моих
специальных интервью в газетах и по радио. Полагаю, что вся интеллектуальная
часть страны познакомилась с моим письмом Януковичу.

-Какой, по Вашему мнению, должен быть конечный итог общественных дискуссий о
правах природы?

- Общество должно осознать, что современная демократия невозможна без
соблюдения прав природы. Как известно, демократия - это политическая
система, при которой народ является единственно легитимным источником
власти. В настоящее время в понятие <народ> из живых существ, населяющих ту
или иную страну, входят только люди. Права и свободы других живых существ
при современной либеральной демократии даже не рассматриваются. Но ведь
птицы, звери, рыбы также имеют свой интерес в жизни и свободе.

На мой взгляд, на смену либеральной демократии должны прийти демократия
экологическая, когда гражданами будут являться не только люди, но и другие
живые существа.

- Вы уверены, что такое возможно при демократическом устройстве общества?

Уинстон Черчилль говорил, что демократия - это наихудшая форма правления,
если не считать всех остальных. При демократии гарантируются конституционные
ограничения власти большинства путем гарантий определенных личных или
групповых свобод меньшинства. Если мы представим под <меньшинством>
животных, растения и экосистемы - то мы можем получить хотя бы надежду на
защиту их от того, что происходит сейчас - поголовного уничтожения.

- Вы полагаете, что белки, ежики и ландыши могут являться полноправными
гражданами?

- Я думаю нет. Даже среди людей не все являются полноправными гражданами,
то-есть, имеющими избирательное право. К ним относятся дети, душевнобольные,
лица, находящиеся в местах лишения свободы и т.п. Но это не означает, что
защита их прав выпадает из поля деятельности правозащитных организаций или
государства.

Права белок, ежиков и ландышей при экологической демократии будут отстаивать
политические партии природоохранной направленности. Так, партии по защите
животных ( и их прав) недавно созданы в Нидерландах и Швейцарии. Причем в
Нидерландах такая партия уже прошла в парламент.

Механизм защиты прав природы при экологической демократии требует широкого
обсуждения со стороны экологов, юристов, философов, политологов. Возможно, в
целях ограничения произвола и злоупотребления властью со стороны людей
следует выделить определенную условную избирательную квоту для всех живых
природных объектов, проживающих в данной стране. Или представительскую квоту
в парламенте. Например, 5 депутатских мест от лица условного <избирателя> -
предоставляется членам политической партии, защищающей права животных и
растений.

Построение экологической демократии потребует реализации всеобщего
избирательного права и пропорциональной избирательной системы для учета
интересов не только людей, но и остальных живых существ, граждан данной
страны. Необходимо создать некоторую дополнительную систему сдержек и
противовесов, которая будет защищать не-людей от произвола со стороны людей
и при этом не противоречить демократии.

То-есть, в конечном счете разговор идет о колоссальном, тектоническом
изменении системы общественных ценностей и политического устройства.

- Каждая из разновидностей демократии - либеральная, афинская,
социалистическая, христианская, суверенная, электронная имеют свои
характерные признаки. Какие признаки должна иметь экологическая демократия?

- С либеральной демократией связан ряд ценностей: законность, равенство,
свобода, права человека. В экологической демократии добавляется новая
ценность - права природы. Источником власти при экологической демократии
являются не только люди, но все живые существа. При экологической демократии
будет серьезно доработана система прав граждан. В нее включаются права
животных, растений, микроорганизмов и экосистем. Для животных это могут быть
права на жизнь, свободу, защиту от ненужного страдания по вине человека на
уровне индивид

Нет комментариев

Добавить комментарий