Перевести страницу

Статьи

40 лет ДОП ННГУ, Чебоксарский потоп и хренов стаут.

"К тринадцати часам в первом корпусе университета им. Лобачевского", - орет в трубку голос, затем короткие гудки. В шесть утра. Я лежу и думаю, что должно случиться в час дня. В первом корпусе располагается биологический факультет. Ах да, 31 марта 2012 года - Дружина Охраны Природу ННГУ отмечает сорокалетие, один из ветеранов пригласил меня на мероприятие. Мне не хочется идти, так и вижу чинное мероприятие с поздравлениями, столами, поставленными в круг, и газировкой из пластиковых стаканчиков. Но всё-равно заняться нечем. Я сел за компьютер, чтобы быстро восстановить в памяти всё, что я знаю о данной организации.


Дружина Охраны Природы Горьковского Государственного университета была образована в 1972 году для борьбы с браконьерством. В Советском Союзе прошла волна создания природоохранных студенческих организаций, которые в результате оформились в целое Движение Дружин Охраны Природы (ДДОП), существующее и в настоящее время. Поразительная живучесть. Впрочем, в таких зелёных дружинах поражает многое. Некая марийская дружина имела в общежитии (в советское время) собственную оружейную комнату. Многие заповедники создавались благодаря дружинникам и выпускникам дружин. Серьёзные ребята, хотя виду не подают.


За двадцать минут до начала я пришёл в университет. Суббота, но заметно оживление. На третьем этаже проходит фотовыставка одного из дружинников, Левашкина Алексея, посвященная биоразнообразию в Нижегородской области. Несколько стенгазет, в содержимое которых я не стал вникать. Около 308 аудитории стоят столы, на них кружки, чайники, конфеты, печенье: не угадал я со столом. Впрочем, до нормального фуршета, с шампанским и пьяными "к.н." не дотягивает. Подошёл Т., радостно ухмыляющийся. "Сейчас начнут подходить наши", - сказал он, и пошёл с кем-то здороваться. "Наши", как я догадался, это самые молодые ветераны, недавние выпускники дружины. Они начинают подтягиваться, людей всё больше и больше.


Наконец, объявляют начало, и мы захотим в аудиторию, занимая галерку. У меня проблемы со счётом, но похоже, что набралось более пятидесяти человек Есипенок Александр, один из дружинников, как пояснил Т., также являлся командиром и одним из создателей ДОП Дзержинска. В речи он много извиняется, просит не судить строго, от этого становится неудобно. Надо быть жестче и наглее.


Следующим пунктом в программе шло выступление дружинников, касающееся проведённых мероприятий. Я пришёл в ужас, представив утомительные доклады, уже представил, как не выдержав напряжения и борьбы с зевотой, падаю зубами о парту. На парте написано "Шаурма с мясом", но легче от этого не становится.


Выступает Ермилова Маша. Дружинники делают кормушки. Кормушки умиляют граждан, они подбрасывают туда что попало. В основном, именно те продукты, которые птичкам на хер не нужны. В одну кормушку кто-то высыпал горсть кедровых орешков, которые птицы не едят. А Маша ест, что она собственно и сделала. Присутствующие грохнули. Конец.


Конец? Три минуты-то прошло? Я пришёл в восторг. Коротко, ясно, по существу. Если и прочие выступления будут в таком же ключе, то я впаду в эйфорию. Боже, научи так выступать наших чиновников, студентов, работников. Да всех!


Доклады о выезде в Керженский заповедник, докладчик Куренкова Оля.


То же самое, коротко и ясно. Галерка ликует. Хотя М., смотрит с лёгкой печалью. Потом мой нос почувствовал аромат спиртного напитка, вот что значит завязать с пьянством, я уже способен учуять, что пил проходящий мимо пьяный гражданин. Ф. под столом передает М. фляжку, М. выпивает, его лицо светлеет изнутри.


Солнцева Наташа рассказывает о мастер-классе для детей по изготовлению искусственной елки, Есипенок Саша о конкурсе "в лесу родилась елочка, в лесу ей и расти", Левашкин Алексей о международном дне птиц. Дети с радостью участвуют в мероприятиях и конкурсах, не хуже взрослых разбираются в экологии, и вообще проявляют безумный энтузиазм. Ни один из докладчиков не испортил мне настроением разрушением идиллической картины. Выступления были краткими и чёткими.


М. и Ф. уходят покурить. А дружинников начинают поздравлять представители других дружин. "Точка Роста", владимирская дружина охраны природы, в качестве подарка преподнесла малую пехотную лопату. Т., ухмыльнулся. "Во времена гоп-ДОПа ННГУ лопатка была одним из символов этого, собственно, времени". Казанцы подарили чак-чак, что-то ещё. Чебоксарцы - мёд, остальное я не рассмотрел.


Также с подарком для Дружины выступил Клементьев Виктор - выпускник ДОП ННГУ. Он подарил брошюру по борьбе с браконьерством (БсБ), пожелав, что бы данное направление в дружине возродилось.


- А что, давно нет борьбы с браконьерством? - спрашиваю я у Т.


- Фигня, - отмахивается он. - У нас в ДОПе что-то вроде добровольной воинской повинности - многие отработали, или работают государственными инспекторами охраны природы. В этом плане особенно показателен Керженский заповедник. Единственный надёжный и легальный способ сейчас работать по браконьерам.


- Что же тогда желают возродить?


- Ностальгия по светлым временам, когда существовала общественная природоохранная инспекция, обладающая частью полномочий по административке. В частности, составление административных протоколов. Сейчас так не получится. Да и посмотри, основной состав - девушки. Что это за БсБ будет?


Когда закончили с поздравлениями, перешли к выступлениям выпускников дружины. Половины из заявленных выступающих, мы так и не увидели.


Первым выступал Бакка Сергей Витальевич, член ДОП ГГУ с 1978 года. Занимается научной деятельностью. Сказал, что по окончанию университета представлялся не как выпускник биологического факультета, а прежде всего как выпускник дружины, по его словам, в ней он почерпнул главное. После чего рассказал несколько любопытных историй из жизни ДДОП. Сначала о том, как отчисляли Борейко Владимира Евгеньевича из Донецкого государственного университета за то, что тот составил в группе общественных инспекторов протокол на доцента биофака, который сетями ловил рыбу. Борейко отчислили, но в результате, его приняли в Казанский ВУЗ. Ректору ДонГУ вынесли строгий выговор, сняли декана биологического факультета, и уволили пресловутого доцента.


В 1981 году, после того как в Старой Пустыни Арзамасского района дружинники сняли браконьерские сети, сожгли дачу.


Также дружина была инициатором первого экологического митинга, когда хотели вырубить лесной массив в той же Старой Пустыни. Митинг произвёл мощный эффект ещё до того, как он был проведён. Старая Пустынь была спасена.


Да, подумал я, спасена. Не считая того, что туда не стесняются заезжать на автомобилях, и снуют толпы отдыхающих. Хотя там хватает и приличных людей, которые убирают за собой мусор, сам был свидетелем такого.

Но это уже наше время, и наша вина. Гнать оттуда этих туристов.


В аудиторию вернулся М., забрал рюкзак и заявил, что они будут в туалете.


После Бакки выступал Каюмов Асхат Абдурахманович, директор экоцентра "Дронт", достаточно известной организации как в Нижегородской области, так и за её пределами. Выступление Каюмова заставило понервничать Т. Это было вызвано тем, что Асхат Абдурахманович охарактеризовал деятельность дружины, как не самую серьёзную. И сказал, что следует заниматься более серьёзными делами, привёл в качестве примера возможный подъем уровня воды в Чебоксарском водохранилище.


Проблема эта достаточно известна. Помнится, ещё в прошлом году как-то к нашей компании подошла женщина и предложила поставить подпись против подъёма воды. Я сначала поинтересовался, затопит ли Нижний Новгород. Когда узнал, что части районов действительно угрожает затопление, я радостно отказался, исключительно из мизантропических соображений. Всю вину валят на РусГидро, которая существует в виде частной компании. Дескать, Шанцев против подъема, население против, практически все против, кроме самой компании и некоторых чебоксарцев. Хотя её частный характер весьма относителен - чуть более 60 процентов акций принадлежат Российской Федерации. Меня из-за этого мучают призраки конспирологических теорий. Например, что подъём воды в водохранилище - не более чем отвлекающий маневр от строительства АЭС. Общественность начинает возмущаться, мановением руки власти отменяют решение о подъеме уровня воды в водохранилище, демонстрируя заботу о населении, тем временем вовсю идёт строительство АЭС в Нижегородской области. Хотя, на практике конспирологические теории не работают. Скорее всего дело в том, что руководство РусГидро жалуется на работу ГЭС не на проектных мощностях, Чувашия недополучает энергии, а Нижегородская область и Марий Эл не хотят терять территории. Конфликт субъектов. Или, наконец, просто вопрос решают такие же мизантропичные панки, как я.


Ладно, я отвлёкся. Асхат Абдурахманович призвал дружинников заниматься более серьёзными делами. Т. был возмущен. "Подумаешь, подъём воды. Одни ЕдРосы с ОНФ отправили сто пятьдесят тысяч подписей против подъёма уровня воды в водохранилище. А эковоспитание школьников - вот этим мало кто толком занимается". И он тут же загорелся идеей выступить. К. его поддержал и тоже решил вставить своё слово.


После Каюмова слово взял Сергей Суров. Он выступил с очень короткой речью, похоже для того, чтобы представить следующего выступающего. Им был Александр Мусолин, по крайней мере, именно так мне послышалось. Сидение на галерке имеет свои недостатки. Александр выступал в качестве представителя Нижегородского Охотничьего Клуба, который достаточно активно занимается природоохранной деятельностью. Кратко рассказав о возникновении клуба, Александр отметил, что не очень успешно удавалось сотрудничать с хозяйствами, которые отказывались от помощи, мотивируя это тем, что это плохо скажется на их репутации. Зато вполне успешно осуществляется сотрудничество с заповедником.


Этот момент мне особенно понравился. Живой пример гражданского общества, такого, какое оно должно быть. Люди, вполне успешные в жизни, обременённые собственными заботами, тем не менее, озадачиваются общественными проблемами и по мере своих сил пытаются их решить.


Выступают Абаевы. Сёстры, как я понял. Внимание моё постепенно ослабевало, так как меня тянуло посетить туалет. Отметил только едкую реплику Есипенка: "Красивая у вас шуба". Аудитория засмеялась. Я выпад оценил, хотя подумал, что практически всем можно предъявить за вещи из кожи или за употребление мяса. Шуба на этом фоне несколько терялась.


К трибуне вышел Т. Он коротко отметил, что в его время дружина состояла из алкоголиков, склонных к насилию, так что дела дружины на сегодняшний день куда предпочтительней, прогресс налицо. Я не поверил своим ушам. Этанольно-мухоморный дискурс - вот что ожидаешь от выступления этого человека. На мое неудомение Т. отмахнулся: "Пофиг. Стрэйтэйдж в массы. И потом, среди своих-то мы знаем, как круто быть маргиналами и пьяницами". Не поспоришь. Выступил К., его практически не было слышно, пришло время викторины.


Я рассудил так: в биологии я разбираюсь немногим хуже, чем в авиастроении. В авиастроении я не разбираюсь совершенно. Поэтому с чистой совестью сбежал в туалет.


М. и Ф. уже организовали там фуршет именно так, как надо. Пьяных кандидатов, конечно, не было, да и шампанское заменяли Вишневый и Апельсиновый День, а также пиво. Первый стаканчик я принял осторожно, проверяя, как среагирует организм после длительного отсутствия алкоголя. Он среагировал положительно, поэтому я выпил второй стакан. Жизнь определённо улучшалась. Подошёл К., ещё два человека, которые не участвовали в самом мероприятии, предпочтя сразу посетить сортир. Окно не открывалось, но практически все курили.


Выпил. Шли степенные беседы из самых различных сфер. От EVE Online, до последних сплетен "кто, как, на сколько и за что". Пришли ещё люди, решившие не утомлять себя участием в экологической викторине. Незнакомый парень вбежал в туалет с криком: "Вы охренели здесь курить! Форточки хотя бы откройте". Форточку открыть не представлялось возможным, поэтому парень лишь раздраженно махнул рукой и сказал кому-то: "Ну, хоть сигарету тогда дай". Я ощутил пульсацию космической энергии.


Мы стали свидетелями того, как в одном движении существует два вектора: светлый и темный. Пока одни блюдут трезвость и соблюдение норм, другая половина, наша, укрепляют волю спиртосодержащими напитками. Хотя, это не более чем внешнее выражение. Внутреннее различие имеет место к отношению к виду мероприятий, методам работы.


Кто-то вспоминает, как они винтили нарушителей, кто-то - пьяные приключения в городе, накрепко связанные с экологическим мировоззрением. Переверни щит с рекламой меха! Хотя дело не только в этом.


Ладно, оставим это. Через некоторое время стоять в туалете не представлялось возможным, поэтому я выходил время от времени подышать, потом забегал, чтобы выпить стаканчик. После того, как я немного захмелел, зашевелилась совесть, которая потянула меня в аудиторию, понаблюдать за ходом викторины. Зашевелилась она поздно, только я зашёл в аудиторию, как выяснилось, что викторина закончилось и наступило время свободного общения, с чаем и конфетами. Я снова пошёл общаться в туалет, взяв несколько конфет угостить товарищей.


Мы переместились этажом выше, где открывалось окно. Пить стало легче, я курсировал туда-сюда, стараясь контролировать ситуацию. После "кофе-брейка" (у светлой стороны без кавычек), должен был состояться импровизированный концерт.


Собрать людей было уже непросто. Я проник в аудиторию, занял позицию, стараясь не очень палить свою блаженную улыбку человека, выпившего для бодрости духа. Дружинники выступили с частушками, потом стишками про "мальчика, который..." под аккомпанемент гитары. Также была исполнена песня про деда Мазая. Я вышел в ближайший туалет, теперь по всамделишней нужде. Мужской туалет очень маленький, там стояла куча народу в тесноте. Грустно.


Вернулся в аудиторию, заприметил на задних партах очаг культурной жизни. Когда я туда подошёл, то выяснилось, что поддерживается культура настойкой, вездесущим Днем и пивом. Выпив там, снова стал слушать выступления. Теперь играли выпускники ДОПа, очень даже здорово. Я лишь раз отвлекся. Выпитое.


Во втором походе меня ожидал подвох. Я захожу в туалет, никого нет. Стою, ссу, слышу голос М. Меня это напрягает. Выхожу из туалета и вижу, что я ссал в женском туалете. Но до этого ведь висела табличка, что это мужской. Тот, который был женским, стал мужским. Я толкнул дверь. Точно, там собрание. Третья смена позиции. Неизвестные сменили таблички, понятно почему. В женском туалете был поразительный простор. Дискриминация, но кто-то восстановил гендерную справедливость.


Концерт завершал официальную часть. После этого одна группа участников направилась на пл. Минина и Пожарского. Там проводилась акция "Час Земли". Так я стал предателем, потому что представители темных сил природоохраны, отправились выпивать к Магниту на Дворце Спорта, я же примкнул к светлым силам и поехал на акцию. Но я не ударил в грязь лицом. С Машей из дружины я поспорил на щелбан, что уровень воды в Чебоксарском водохранилище поднимут. На акции всячески саботировал мероприятие, паниковал и жаждал отправиться в Кельтский Дом - питейное заведение, где решили проводить неофициальную часть. Финала "Часа Земли", когда будут снимать фигурку человечка мы не дождались и ломанулись в кабак.


О! Там народу прибавилось, пришли те, кто забил на официальную часть. Старая школа. Я взял себе стаут, выпил. Выступала группа Казинаки с каверами на разных исполнителей. К. выплясывал. Маша с Клементьевым плясали. Я пил и двигался между двумя залами. Там, где выступали музыканты, собрались светлые силы, тогда как в соседнем был настоящий раут - все столы вынесли, все ходили на ногах. Меня потянуло там в пляс, надеюсь, что в темноте на этот кошмар не очень обратили внимание.


После следующей кружки сознание стало меня подводить. Клементьев барабанит вилками по столу, Суров и я осторожно у него забираем их. Клементьев барабанит трубочками для коктейлей.


Я стою в соседнем зале с палашом в руках и неловко салютую кому-то с мечом. Потом иду на связывание, удар, модный тысячу лет назад - рубящий по бедру. Праздновать победу рано - К. заходит со спины, решив поддержать моего противника, делает удушающий локтевой захват и потрясает перочинным ножом. Я вырываюсь, угрожающе размахиваю палашом, но Демидов, один из бывших командиров ДОП ННГУ, делает нам замечание, дескать, за такое безобразное поведение нас выгонят. Я быстро соглашаюсь, но просто потому, что драться против двух противников не велит разум. Тем более, если у одного из них вполне себе настоящий и заточенный перочинный нож.


События теряют свою связность, я понимаю, что практически не ощущаю вкуса пива, и это признак близкого коллапса, который окончится, скорее всего, какой-нибудь хулиганской выходкой, а то и не одной. Терять лицо не хотелось, поэтому я решил отправиться домой. Тяжелая дорога пьяного тела. Некоторые улицы напоминают озёра. Смешно, подумал я. Этот город не заметит, если поднимут уровень водохранилища. Он и так тонет.


Ваня Морковкин 4 апреля 2012 г.

Нет комментариев

Добавить комментарий